Chordomonica (Hohner)

Chordomonica (Хордомоника)

Изучая тему губных гармошек постоянно натыкаешься на что-то новое, которое порой оказывается достаточно хорошо забытым старым.

И в этот раз речь пойдет о гибридной гармошке Chordomonica.

С чего все началось.

Имея пристрастие к губным гармошкам тремоло и октава, время от времени, бросаешь взгляд и на «другие» модели. Особенно интересными являются оркестровые: аккордовые и басовые. Их тоже оказалось немало, от мини до полноценных весьма солидных инструментов, таких как аккордовая гармоника фирмы Hohner длиной в 58 сантиметров. Они конечно прекрасные профессиональные инструменты, но не очень подходят для любителя. И даже модель «мини» требует отдельного исполнителя.

А как же быть, если хочешь играть один сразу мелодию и аккомпанемент, и чтобы последний был красивый, и состоял из правильных полноценных аккордов.

И вот, блуждая по просторам интернета, я наткнулся на странное название ChordoMonica. По всем признакам оно относилось к гармоникам (наподобие Pulmonica) и вдобавок очень заинтересовала первая часть этого названия Chordo, которое явно относилось к аккордам. Интуиция не подвела. Это оказалась гибридная гармоника, позволяющая исполнять одновременно и мелодию, и аккорды.

Углубившись в изучение этого типа гармоники вскрылись следующие подробности (https://www.patmissin.com/ffaq/q31.html).

Она выпускалась фирмой Hohner в 60-е годы прошлого столетия.

Изобрел ее Чам-Бер Хуанг (Cham-Ber Huang), который в то время работал в фирме Hohner, а потом основал свою собственную фирму Huang по выпуску губных гармоник.

Были выпущены ДВЕ модели:

  • Chordomonica I
  • Chordomonica II

За основу был взят конструктив хроматической гармоники, но слайдер использовался не для взятия полутонов, а для исполнения разных аккордов.

Выпускались обе гармоники в тональностях: A, C, E, F, G.

Основные отличия этих моделей заключались в ЧЕТЫРЕХ моментах:

  • Количестве отверстий:
    1. У первой модели их 10;
    2. У второй их 12.
  • Настройке (звукоряде):
    1. У первой сдвинутые октавы;
    2. У второй выровненные октавы.
  • Количестве слайдеров:
    1. У первой модели их 1 (один);
    2. У второй их 2 (два).
  • Количестве аккордов:
    1. У первой модели их 4 (четыре);
    2. У второй их 6 (шесть).

Для наглядности приведем настройки обеих моделей гармоник в тональности До-мажор (С).

Chordomonica I.

Без нажатия слайдера звучат аккорды C major на выдохе и G7 на вдохе:

С нажатым слайдере (верхняя кнопка) получаем F major на выдохе и F#dim7 на вдохе:

Chordomonica II.

Она имеет тот же набор аккордов, как и Chordomonica I при не нажатых слайдерах, и в случае нажатого первого слайдера (верхняя кнопка).

При нажатии второго слайдера (нижняя кнопка), нажимаются одновременно оба, т.е. вместе с первым.

И в этом случае получаем два минорных аккорда: на выдохе Am, а на вдохе Dm7.

Для сравнения можно привести следующую таблицу для разных тональностей:

К сожалению эти модели больше не выпускаются. Но выход по их приобретению найти можно. И сделать это можно или самим, или купить хроматическую модель Seydel Chromatic Deluxe в соответствующей настройке.

Послушайте как звучат эти гармоники, и что о них говорят:

назад