Chordomonica (Хордомоника)
Изучая тему губных гармошек постоянно натыкаешься на что-то новое, которое порой оказывается достаточно хорошо забытым старым.
И в этот раз речь пойдет о гибридной гармошке Chordomonica.
С чего все началось.
Имея пристрастие к губным гармошкам тремоло и октава, время от времени, бросаешь взгляд и на «другие» модели. Особенно интересными являются оркестровые: аккордовые и басовые. Их тоже оказалось немало, от мини до полноценных весьма солидных инструментов, таких как аккордовая гармоника фирмы Hohner длиной в 58 сантиметров. Они конечно прекрасные профессиональные инструменты, но не очень подходят для любителя. И даже модель «мини» требует отдельного исполнителя.
А как же быть, если хочешь играть один сразу мелодию и аккомпанемент, и чтобы последний был красивый, и состоял из правильных полноценных аккордов.
И вот, блуждая по просторам интернета, я наткнулся на странное название ChordoMonica. По всем признакам оно относилось к гармоникам (наподобие Pulmonica) и вдобавок очень заинтересовала первая часть этого названия Chordo, которое явно относилось к аккордам. Интуиция не подвела. Это оказалась гибридная гармоника, позволяющая исполнять одновременно и мелодию, и аккорды.
Углубившись в изучение этого типа гармоники вскрылись следующие подробности (https://www.patmissin.com/ffaq/q31.html).
Она выпускалась фирмой Hohner в 60-е годы прошлого столетия.
Изобрел ее Чам-Бер Хуанг (Cham-Ber Huang), который в то время работал в фирме Hohner, а потом основал свою собственную фирму Huang по выпуску губных гармоник.
Были выпущены ДВЕ модели:
- Chordomonica I
- Chordomonica II
За основу был взят конструктив хроматической гармоники, но слайдер использовался не для взятия полутонов, а для исполнения разных аккордов.
Выпускались обе гармоники в тональностях: A, C, E, F, G.
Основные отличия этих моделей заключались в ЧЕТЫРЕХ моментах:
- Количестве отверстий:
- У первой модели их 10;
- У второй их 12.
- Настройке (звукоряде):
- У первой сдвинутые октавы;
- У второй выровненные октавы.
- Количестве слайдеров:
- У первой модели их 1 (один);
- У второй их 2 (два).
- Количестве аккордов:
- У первой модели их 4 (четыре);
- У второй их 6 (шесть).
Для наглядности приведем настройки обеих моделей гармоник в тональности До-мажор (С).
Chordomonica I.
Без нажатия слайдера звучат аккорды C major на выдохе и G7 на вдохе:
С нажатым слайдере (верхняя кнопка) получаем F major на выдохе и F#dim7 на вдохе:
Chordomonica II.
Она имеет тот же набор аккордов, как и Chordomonica I при не нажатых слайдерах, и в случае нажатого первого слайдера (верхняя кнопка).
При нажатии второго слайдера (нижняя кнопка), нажимаются одновременно оба, т.е. вместе с первым.
И в этом случае получаем два минорных аккорда: на выдохе Am, а на вдохе Dm7.
Для сравнения можно привести следующую таблицу для разных тональностей:
К сожалению эти модели больше не выпускаются. Но выход по их приобретению найти можно. И сделать это можно или самим, или купить хроматическую модель Seydel Chromatic Deluxe в соответствующей настройке.
Послушайте как звучат эти гармоники, и что о них говорят: