Одним из великих исполнителей на Хроматической губной гармонике был Тутс Тилеманc (Toots Thielemans).
Барон Жан-Батист Фредерик Изидор Тилеманс (фр. Jean-Baptiste Frédéric Isidore Thielemans), известный как Тутс Тилеманс (Toots Thielemans; 29 апреля 1922, Брюссель, Бельгия — 22 августа 2016[2]) — бельгийский джазовый музыкант, гитарист, известный своей игрой на губной гармонике и художественным свистом. Считается одним из крупнейших мастеров игры на губной гармонике XX века.
Исполняет Тутс Тилеманс:
Видео-фильм о Тутсе Тилемансе [в рубрике «Мой мир»].
Краткая биография. Юные годы.
Жан-Батист Фредерик Исидор «Тутс» Тилеманс (Jean-Baptiste Frédéric Isidor «Toots» Thielemans — в Америке его фамилию произносят как «Тилманс») родился 29 апреля 1922 г. в Брюсселе (Бельгия). Играть будущий музыкант начал ещё в возрасте трёх лет. В то время его родители содержали небольшое открытое кафе, где каждое воскресенье выступали аккордеонисты. Ребёнок был заворожён игрой музыкантов и долго пытался имитировать движения их рук, тиская коробку из-под обуви, пока один из посетителей не посоветовал родителям Тилеманса купить мальчику аккордеон. На своем первом инструменте, игрушечном картонном диатоническом аккордеоне, Жан научился играть национальный гимн, а также разные популярные мелодии.
Впрочем, никто не задумывался тогда о музыкальных способностях мальчика. Жан учился в обычной школе, увлекался науками и в восемнадцать лет планировал стать учителем математики. Однако в те же годы у него возникло и новое увлечение. Его привлекла игра популярного в те годы Лэрри Адлера, американского виртуоза-исполнителя на губной гармонике, чью игру можно было наблюдать во многих фильмах. Вскоре у Тилеманса уже была своя губная гармоника, и он старательно обучался игре на ней, слушая записи того же Адлера, а также других исполнителей, например — Borrah Minevitch’s Harmonica Rascals. Тогда, в 1940-41 гг., игра на гармонике оставалась для Жана Тилеманса лишь увлечением, которому он уделял время после учёбы. Будущий джазмен ещё не был знаком с джазом и играл в основном популярные мелодии.
В 1941 году, спасаясь от нацистской оккупации, семья Тилемансов переехала во Францию. Именно там, по-видимому, Тилеманс и «подцепил вирус джаза», впервые услышав по BBC музыку биг-бэндов. Когда немецкие войска заняли и Францию, семья Тилеманса вернулась на родину. Жан понемногу начал знакомиться с джазовыми записями, у него появились пластинки Луи Армстронга и европейских джазменов — Стефана Граппелли и Джанго Райнхардта. Последний стал для молодого человека настоящим идолом. Под влиянием записей этого гитариста Жан Тилеманс и сам начал учиться игре на гитаре, одолжив инструмент у приятеля. В одном из своих интервью Тутс рассказывал, что, когда в клубах он рвался поиграть джаз, бельгийские музыканты советовали ему выбросить свою игрушку (имея в виду гармонику) и освоить настоящий инструмент. Такое положение вещей во многом послужило толчком к освоению гитары.
Сценический ПСЕВДОНИМ
К 1944 г. Тилеманс уже играл на гитаре в клубах и кафе освобождённого Брюсселя, и после того, как получил первый гонорар, решил полностью посвятить себя музыке. Во время одного из таких клубных выступлений Тилеманс и получил своё прозвище — «Тутс». Имя Жан, и уж тем более «Жан Тилеманс», было совсем неподходящим для джазового музыканта, оно «не свинговало». В то время на слуху были имена джазового саксофониста Тутса Манделло, работавшего тогда у Бенни Гудмана, а также трубача и аранжировщика Тутса Камарата. Недолго думая, партнёры-музыканты предложили молодому гитаристу это самое джазовое по тем временам имя «Тутс». «Почему нет?» — отозвался музыкант… и с тех пор прозвище это навеки прицепилось к Тилемансу, о чём, впрочем, сам он нисколько не сожалеет.
Творческий путь
Тильманс начинал как гитарист. В 1949 году в Париже он принял участие в джем-сейшне вместе с Сидни Беше, Чарли Паркером, Майлзом Дэвисом, Максом Роучем. В 1949 и 1950 годах он участвовал в европейских турне Бенни Гудмена, осуществив в Париже свою первую запись вместе с товарищем по оркестру, саксофонистом Зутом Симсом. В 1951 году ездил в турне с бельгийским артистом Боббеяном Схупеном.
В 1952 году Тильманс переехал в Соединённые Штаты, где работал с Чарли Паркером, Майлзом Дэвисом и Диной Вашингтон. Он играл и записывался с музыкантами такого разряда, как Элла Фицджеральд, Джако Пасториус, Пегги Ли, квинтет Джорджа Ширинга, Куинси Джонс, Оскар Питерсон, Билл Эванс, Пол Саймон, Билли Джоэл, «Хэппенингс», Аструд Жилберту, Шерли Хорн, Элис Режина и другие.
Тутс Тильманс — автор джазового стандарта «Блюзетт», где он использовал унисонное звучание свиста и гитары. Впервые записанная Тутсом в 1962 году с текстом Нормана Гимбела, песня снискала крупный успех сразу нескольким певцам по всему миру, и впоследствии была многократно перезаписана и переиздана автором в различных студийных и концертных исполнениях. Фирменную игру Тутса также можно услышать в музыке к фильмам «Полуночный ковбой», «Жан де Флоретт», «Шугарлендский экспресс», «Якудза», «Турецкие наслаждения», «Побег», «Французский поцелуй», «Dunderklumpen» (также озвучание одного из персонажей), «Том и Томас», а также во многих телепрограммах, например, «Улица Сезам». Его свист и гармошку можно услышать в рекламных роликах «Олд спайс», идущих в эфире многие годы.
Помимо известности в качестве состоявшегося музыканта, он любим за свою скромность и лёгкость в поведении. В родной Бельгии он также известен тем, что называет себя «уличным парнем» на старобрюссельском сленге. Он получил единую почётную докторскую степень обоих Брюссельских свободных университетов, а в 2001 году возведён в бароны королём Альбертом II. В 2005 году был номинирован на звание величайшего бельгийца в соответствующем телешоу. Во фландрийской версии он занял двадцатое, а в валлонской — сорок четвёртое место. В октябре 2008 года удостоен высшей джазовой награды США — «Джаз мастер» агентства NEA. 23 января 2009 года выступил с Филипом Катрином на праздновании столетия со дня рождения Джанго Рейнхардта.
Влияние в искусстве
Основываясь на услышанном, Леннон принял решение приобрести ольховый цвета «элдергло» «Рик 325 Капри» с тремя звукоснимателями и коротким грифом, о чём Джордж Харрисон расскажет через многие годы. Эта знаменитая гитара, став культовой, превратилась в своего рода «Святой Грааль» всех гитар. Леннон многократно вносил в неё доработки, включая перекраску в чёрный цвет «джетгло» в сентябре 1962 года, однако это именно та гитара, на которой он в 1964 году играл в составе «Битлз» на судьбоносных первом и третьем выступлениях в шоу Эда Салливана. Существует даже снимок, на котором Тильманс запечатлён на выставке «Рикенбэкер» с той самой гитарой, которая впоследствии будет принадлежать Леннону.
Всемирное ПРИЗНАНИЕ
В родной Бельгии Тутс также известен как «уличный парень» — так музыкант прозвал себя сам на старобрюссельском сленге.
Он получил единую почётную Докторскую степень обоих Брюссельских свободных университетов, а в 2001 году возведен в БАРОНЫ королем Альбертом II.
В 2005 году был номинирован на звание Величайшего Бельгийца в соответствующем телешоу (Les Plus Grands Belges).
Кроме того, Тутс удостоен высшей джазовой награды США — «Джаз мастер» Национального фонда для мастеров джаза.
Избранная дискография
Наиболее значительные работы:
- The Sound (1955, Columbia Records)
- Man Bites Harmonica (1958, Riverside Records)
- Affinity (1979, Warner Bros., совместно с Б.Эвансом)
- Only Trust Your Heart (1988, Concord)
- Footprints (1991, Universal)
- The Brasil Project (1992, BMG)
- The Brasil Project vol 2. (1993, BMG)
- Compact Jazz (1993, Verve Records)
- East Coast, West Coast (1994, Private)
- Aquarela do Brasil (1995, Universal)
- Chez Toots (1998, Windham Hill)
- The Live Takes, volume 1 (2000, Quetzal)
- Hard to Say Goodbye, the very best of Toots Thielemans (2000, Universal)
- Toots Thielemans & Kenny Werner (2001, Universal)
- One More for the Road (2006, Verve Records)
- Оскар Питерсон — Live at the North Sea Jazz Festival, 1980, (1980, Pablo)
- The Salient One — 2LP 1973, COMMAND abc records RSSD-978/2